Сажевый фильтр: Что нужно знать

С развитием дизельных двигателей и ужесточением требований к выбросам, производители автомобилей внедряют все больше технологий для защиты окружающей среды и снижения вредных выбросов. Одним из таких устройств является дизельный сажевый фильтр (DPF), который устанавливается в выхлопную систему и эффективно фильтрует вредные углеродные частицы, образующиеся в процессе сгорания. Это помогает предотвратить выбросы этих частиц в атмосферу, что особенно важно для уменьшения «черных облаков», характерных для старых дизельных автомобилей.
Что такое сажевый фильтр?
Дизельный сажевый фильтр (DPF) — это устройство, которое улавливает и накапливает сажу из выхлопных газов. Он предназначен для снижения выбросов твердых частиц и сажи на 80%, что делает его важным элементом в системе контроля выбросов дизельных легковых и грузовых автомобилей. Поскольку фильтр имеет ограниченную емкость, накопленную сажу необходимо периодически очищать или «сжигать» для регенерации DPF. Этот процесс позволяет полностью сжигать излишки сажи, улучшая качество выхлопа и предотвращая появление черного дыма, часто наблюдаемого у дизельных автомобилей, особенно при ускорении.
Сажевые фильтры начали устанавливать на дизельные автомобили с 2007 года, и, к сожалению, многие автовладельцы не осведомлены о принципе их работы. Блок управления двигателем (ЭБУ) следит за уровнем насыщения фильтра и, когда он достигает критического значения, повышает температуру в выхлопных газах для инициирования процесса регенерации.
Методы регенерации DPF
Существует три основных метода регенерации DPF:
- Пассивная регенерация
Пассивная регенерация происходит автоматически, без сигналов на приборной панели. Обычно она происходит на шоссе, когда скорость автомобиля высока, и температура выхлопных газов достаточна для сжигания сажи. Однако при частых остановках и коротких поездках, характерных для городских условий, этот процесс может быть затруднен. - Активная регенерация
Когда ЭБУ фиксирует, что уровень сажи достигает определенного предела (обычно около 45%), он инициирует процесс активной регенерации. Это включает в себя впрыск дополнительного топлива в двигатель для повышения температуры выхлопных газов и запуска регенерации. Водитель может увидеть предупреждение на приборной панели и должен поддерживать определенные параметры работы двигателя для успешного завершения процесса, который может занять от 5 до 30 минут. - Принудительная регенерация
Если загораются сигнальные лампы DPF и двигателя, это сигнализирует о необходимости принудительной регенерации. Для этого автомобиль нужно отвезти на сервис, где с помощью диагностического сканера будет выполнена регенерация. Этот процесс может быть дорогим, так как после него потребуется замена масла и масляного фильтра из-за разбавления масла избыточным количеством топлива.
Что может помешать нормальной регенерации?
Некоторые факторы могут препятствовать нормальной регенерации DPF:
- Частые короткие поездки, не позволяющие двигателю достичь нужной температуры.
- Использование неподходящего масла — для автомобилей с DPF требуется масло с низким содержанием золы и серы.
- Проблемы с другими системами контроля выбросов, такими как система рециркуляции выхлопных газов (EGR).
- Низкий уровень топлива — большинство автомобилей не выполнят регенерацию, если уровень топлива низкий.
- Просроченные интервалы технического обслуживания и низкое качество масла.
- Загорание сигнальной лампы двигателя или наличие диагностических кодов неисправностей в ЭБУ.
При покупке дизельного автомобиля важно убедиться, что он оснащен сажевым фильтром и что ваш стиль вождения позволяет эффективно использовать эту систему. В противном случае это может привести к серьезным проблемам и дорогостоящему ремонту в будущем.