Что же такое катализаторы и как эта система работает. Состоит вся эта система из катализаторов и кислородных датчиков (Лямбда-зонд их еще называют). После того, как смесь, поступая в цилиндр, сжимается и сгорает – выхлопные газы (продукты горения) покидают камеру сгорания через выпускной коллектор. Газы контролируются первым кислородным датчиком. Потом газы попадают в катализатор. Катализатор, он же каталитический нейтрализатор. С виду это большая металлическая бочка в выхлопной системе. Внутри находятся керамические соты. Соты имеют некоторое сопротивление, дабы поток немного затормозился в них. Катализаторы, в зависимости от норм евро, бывают двух видов – первые и вторые (начальные и конечные). Первая группа катализаторов обычно стоит после первых кислородных датчиков и частенько является частью выпускных коллекторов, вторая уже непосредственно в выпускном тракте (только Евро 4 и 5). Попадая в катализатор, газы задерживаются в керамических сотах и, вступая в химическую реакцию с напылением из драгоценных металлов, догорают. Далее, догорев, газы проходят в приемную трубу и (Евро 4 и 5) попадают во вторую группу катализаторов. После них идет вторая группа кислородных датчиков. Если простым языком, то выходя из двигателя газы, догорают при высокой температуре, понижая в себе вредные примеси и прочую нехорошую содержимую. В итоге, вместо 100% вредных выбросов, мы получаем всего лишь половину, а то и меньше, мало дыма, мало шума.
Но есть проблема
Со временем, как и любой узел – катализатор разрушается. Причин тому много:
- От трясок и вибраций керамические соты разламываются.
- Агрессивная температурная среда. От сильных перепадов – соты трескаются и разламываются.
- Плохое качество топлива. Не догоревшее топливо из смеси, или смесь с плохими и тяжелыми примесями попадая в катализаторы – оставляет на них налет, частицы, или и вовсе разрушает динамически.
- Повышенные температуры сгорания в катализаторах. Как правило – это уже когда в них много посторонних вещей и все это дело горит еще сильнее. Соты начинают просто плавиться.
Все это приводит к тому, что соты разрушаются, раскалываются на крупные и мелкие куски, плавятся, всячески закупоривая выход выхлопным газам. Появляются проблемы, например, увеличенный расход топлива, или наоборот – пропадание тяги; когда в катализаторе разламывается сота, появляется шум и треск; выход из строя глушителей; когда выходит из строя один из датчиков, или показания между первым и вторым кислородным датчиком сильно отличаются, включается ошибка Check Engine.
Выход в такой ситуации:
- Покупать новые оригинальные катализаторы.
- Покупать новые универсальные катализаторы.
- Удалять существующие и ставить обманки.
Разберём всё по порядку.
В первом случае кусается цена. Второй вариант намного выгоднее первого, да и современные аналоги делают хорошего качества и часто устанавливают металлические соты, вместо керамических, а это в свою очередь уменьшает вероятность трещин и разломов сот катализатора. Третий – самый выгодный способ в плане цены, но в нем есть свои подводные камни. О них ниже. Удаление катализатора Вырезают задний катализатор, вварив вместо него пламегаситель. Вместо заднего кислородного датчика – ставят обманку. Обманка – это эмулятор датчика, чтобы показывались “хорошие” параметры. Вот тут стоит довериться профессионалам, так как очень важно подобрать хорошую обманку, поскольку данные о подаче топлива ЭБУ (электронный блок управления) берет от кислородных датчиков, и если эмулятор заднего будет эмулировать величину плохую, то будет ручей из топлива или наоборот, воздуха будет много. А если эмулятор не ставить, то будет ошибка.
Плюсы и минусы удаление катализатора
Плюсы:
- Двигатель дышит во все легкие. Ему ничто не мешает избавиться от газов.
- Машина прибавляет в динамике.
- Нормализуется топливная подача.
Минусы:
- Портим экологию.
- Поскольку, на пути у газов больше ничего нет, то на холодную при прогреве, дыма из трубы будет, естественно больше.
- Запах сгоревшим бензином.
- Звук. Машина становится громче. Появляется шум в глушителе и более громкий звук выхлопной системы.
Каждый найдет свои плюсы и минусы и для себя решит, что нужно делать. Чтобы вам легче было принять решение, у нас, в автотехцентре «Автоглуш», работает выставка, на которой вы можете, например, подробно разглядеть строение более выгодного универсального катализатора и задать нашим мастерам любой вопрос – про катализатор, пламегаситель, обманку и т.д.
Запишись на замену катализатора
Октябрь 2024 | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |